вторник, 12 апреля 2016 г.

За кулисами протестов во Франции

Разложение традиционной социальной структуры общества породило напряженность в стране


Во Франции продолжаются протесты против запланированной правительством реформы трудового законодательства. Законопроект предусматривает, в частности, облегчение процедуры увольнения работников, а за сверхурочные работы планируется выплачивать не 25-процентную надбавку, а только 10-процентную. По данным опросов, более 70% французов выступают против изменений.


Как сообщило МВД, в минувшую субботу прошло более 200 демонстраций в разных городах страны. Некоторые из них сопровождались, как и в прошлые недели, беспорядками. Полиция задержала в общей сложности 26 человек, девять из них — в Париже. Несколько сотен человек в ночь на воскресенье устроили беспорядки в столичном районе, где расположен дом премьер-министра Франции Мануэля Вальса. Полиция разогнала демонстрацию с применением слезоточивого газа, несколько зачинщиков были арестованы. Разбиты несколько витрин, банкомат, полицейский патрульный автомобиль…
После манифестации 31 марта в Париже родилось движение Nuit Debout («Ночное стояние»): его участники разбили протестный лагерь на Площади Республики в Париже. В субботу на этой же площади вспыхнули беспорядки: демонстранты забросали полицейских бутылками и петардами, а те ответили гранатами со слезоточивым газом.
Площадь Республики традиционно служит местом проведения протестных акций. Она расположена несколько в стороне от центра города, но в престижном буржуазном районе. Попасть туда можно, выйдя из грязной одноимённой станции ветхого парижского метро.
Внешне нынешние манифестации выглядят, как иллюстрация классической схемы из советского обществоведения — трудящиеся боятся несанкционированных увольнений и протестуют. Но в действительности, всё не так однозначно.
Цифра реальной безработицы во Франции, если считать её по-настоящему, учитывая искусственно раздуваемый властями слой бестолковых «вечных студентов», которые до тридцати лет всё учатся, но никогда не будут работать по профессии, всяких уличных «артистов», и тех, кто уже окончательно плюнул на всё и уже не регистрируется как безработный — огромна.
Так почему же тогда есть вакансии на простейшие специальности? Почему на селе переизбыток певичек и стриптизёрш, но фермеры упорно ищут — предлагая неплохие деньги и условия — доярок и трактористов, и не могут их зачастую найти? Почему местные жители, даже в сёлах, не хотят работать на сборе урожая? Почему множество здоровых мужиков — часто отнюдь не зажиточных — торчат в кафе и тысячами развлекаются на трассах велосипедным спортом?
Реальная история, которую мне рассказали. В горном селе местная молодёжь бездельничала без работы и денег, но ни один из них не захотел работать в качестве разнорабочего местной мэрии, сельсовета по-нашему, по поддержанию в порядке его территории. Хотя это стабильная постоянная работа. Рабочего наняли со стороны, предоставив ему даже комнату, чтобы было, где переночевать на случай снежных заносов, которые бывают в тех местах.
Все эти вопросы носят не экономический, а скорее философский и воспитательный характер, это язвы современного французского общества. Правильно говорили когда-то классики марксизма о «загнивании». Оно, загнивание, действительно имеет место.
На Корсике я лично столкнулся с забастовкой и протестами на железной дороге. Представьте себе декоративные игрушечные трамвайчики из двух вагонов на узкоколейке (1000 мм), выполняющие десяток рейсов в день между Бастией и Аяччо, по-нашему, между двумя райцентрами. Эта почти игрушечная дорога полностью убыточна и субсидируется местными властями в качестве местного колорита для туристов. Не в сезон пассажиров очень мало, все пользуются автомобилями, иногда автобусами. Рассказывает местный житель из села Касамоцца, где находится железнодорожное депо:
«Построенное местными властями огромное депо за тридцать миллионов евросовершенно не соответствует скромным оборотам дороги. Разбазаривание средств. Персонал железной дороги искусственно раздут. Я, как местный житель, хорошо знаю, что бездельники, работающие в этом депо, в разгар рабочего дня могут пойти в близлежащие кафе и пить там кофе. Хотите узнать про зарплаты на этой тотально субсидированной дороге? Начинающий работник депо — 1500 евро, со стажем — 2500, контролёр — 4000, плюс множество всякого рода льгот, привилегий и доплат. И всё им мало, мало, мало, они всё время чего-то ещё требуют. И это во время кризиса, когда во Франции позакрывали всё производство. По мне, так лучше, эту железную дорогувообще закрыть к чертям собачим, чем терпеть такое!».
Какой выход предлагает руководство страны в условиях, когда никто не хочет заниматься традиционными для Франции работами? Ещё более массово привлекать мигрантов. Например, посредством официально организованных рабочих туров «сезонников» из Марокко для сбора урожая — эта практика получила в последнее время особенно широкое распространение. На бумаге всё красиво — на основании межправительственных соглашений, по предварительной заявке местных землевладельцев, приезжают на пару месяцев по законным визам множество бригад из этой страны, работникам платят по французским нормам. Все должны быть довольны: и хозяева, и марокканцы. Да и помощь Франции дружественному государству налицо. Одна беда: на обратном пути некоторые из этих марокканцев могут «потеряться». Именно так попадает в Европу значительная часть нелегальных мигрантов.
У рядовых французов сегодня ощущение, что что-то разладилось в когда-то неплохо функционировавшем механизме французского государства, растёт озлобление. Французское общество дезориентировано. Народ проклинает и правых, и левых, не зная, за кого голосовать, и нужно ли голосовать вообще. Рассказывает пенсионер:
«Я рад, что мне повезло — удалось пожить в стране, которая была нормальной. А вот нашу молодёжь мне жалко — их будущее во мраке».
Ничего удивительного, что Франции поднимают голову различные радикальные и националистические партии, группы и организации: крайне правые, крайне левые и просто мутной ориентации. В том числе и вооружённое подполье, о чём не слишком любит рассказывать «Евроньюс».
Так, рестораны «Мак-Дональдс» трижды пытались обосноваться на Корсике, и трижды боевики корсиканского националистического подполья их взрывали — они хотят «ресторанов плохого питания» на своём острове. Сегодня «Мак-Дональдс» там нет. То же — с крупными строительными корпорациями, которые направо и налево скупали земли на Корсике, пытаясь выстроить нечто грандиозное. Их объекты тоже взрывали, причём хитро: давали достроить их до конца, вложить побольше денег, и только потом уничтожали.
Пришедшие к власти на этом острове в конце прошлого года «умеренные» националисты тоже делают нечто-то очень неприятное для Парижа, хотя в ведущих европейских СМИ — тишина. И только тревожная передовица журнала «Экспресс» даёт основания догадываться о степени напряжённости тамошней ситуации.
Таким образом, обстановка во Франции накаляется много лет, и именно попытка ввести изменения в законодательство вызвала столь бурную реакцию.
Согласно восточной пословице, последняя соломинка может переломить хребет тяжело нагруженному верблюду. Что станет этой последней соломинкой для Франции?
http://svpressa.ru/world/article/146377/?rss=1

Комментариев нет:

Отправить комментарий